Как и в каждом городе, основу Ртищева составляют жилые дома. Центр города и
Юго-Западная окраина заселены многоэтажными зданиями. Именно они —
характерная особенность облика города. Среди этих домов архитектурной
оригинальностью выделяются учреждения культуры и образования. Именно в
Ртищеве имеется единственный в Саратовской области техникум железнодорожного
транспорта.
Как известно, открытию этого среднеспециального учебного заведения предшествовал соответствующий приказ Министра путей сообщения, изданный в 1969 году. Несколько месяцев спустя в здании бывшего горисполкома появились специально оборудованные классы. А к осени на два отделения — «Эксплуатация железных дорог» и «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства» было принято 120 учащихся. Их выпуск состоялся в 1973 году. А всего за четверть века из техникума вышло 2500 специалистов — диспетчеров, дорожных мастеров, ремонтников пути, организаторов движения поездов. Из их числа многие стали опытнейшими профессионалами: начальник Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги С: Гуркин, начальник станции Сердобск В. Евдокимов, начальник ПМС-35 А. Гаврюшов, заместитель начальника Ртищевского отделения Ю. Кукушкин, главный инженер станции Ртищево-I С. Москвичев, начальник Ртищевского вокзала И. Рулев, начальник станции Ртищево-Н В. Гуркин. Вчерашние выпускники этого заведения 0. Карпухина, Е. Сивохина, Е. Гундарева, Ю. Авдеев, В. Скуфин ныне преподают в нем. В 1995 году техникум отметил свое 25-летие. В связи с этим юбилеем заместитель директора А. Верхотуров, преподаватель Н. Блохин отмечены знаками «Почетный железнодорожник», а преподаватели Г. Артамонова и Г. Яковлева награждены именными часами.
Выпускники Ртищевского техникума трудятся на предприятиях Министерства путей сообщения не только на Воронежской и Приволжской железной дорогах, а и в разных концах нашей России, в странах Ближнего Зарубежья.
Учебно-производственная база техникума позволяет готовить высококвалифицированных специалистов. Он размещен в здании, построенном по типовому проекту в 1987 году. В нем оборудованы кабинеты и лаборатории, имеются спортивный и актовый залы, библиотека с читальным залом и книгохранилищем, столовая и трехэтажное общежитие. Поначалу в техникуме было только дневное, а с 1988 года начало работать и заочное обучение. Общее число обучающихся достигло 650 человек.
Учащиеся, кроме теории, получают хорошую практику на лучших предприятиях железнодорожного транспорта. Во время трудового семестра они трудятся в составе отряда «Экспресс» проводниками пассажирских поездов, принимают участие в уборке урожая сельскохозяйственных культур. Они занимаются техническим творчеством, принимают активное участие в городских, районных, областных выставках технического творчества. В 1978 году за это учащиеся Ртищевского техникума были награждены Дипломом.
В техникуме постоянно работают различные спортивные секции, в них занимаются почти все обучающиеся. Здешние студенты— непременные участники различных соревнований. В 1982 году они заняли на городской спартакиаде третье место. Были у них и другие спортивные успехи.
В городе железнодорожников, на его северо-восточной и юго-западной окраинах, находятся два профтехучилища. Они построены в восьмидесятые годы. Кроме учебных кабинетов, в них есть мастерские, столовые, общежития, актовые и спортивные залы, библиотеки.
Училище № 12 — старейшее. Оно начиналось в двадцатые годы с небольших ученических групп, в которых готовили слесарей, способных ремонтировать паровозы. Затем, в 1931 году, эти группы реорганизовались в фабрично-заводскую школу, которая в канун Великой Отечественной войны превратилась в профтехучилище.
Нынешнее ГПТУ-12 — настоящая кузница кадров для Ртищевского железнодорожного узла. Оно готовит рабочих самых разнообразных профессий: помощников машинистов локомотивов, осмотрщиков вагонов, дежурных по станции, сельских механизаторов широкого профиля, операторов связи, поваров, газоэлектросварщиков. Популярность его растет. В 1995 году в нем обучалось 476 человек.
Высока среди ртищевцев популярность другого училища — № 80. Здесь обучаются будущие бухгалтеры малых предприятий, кондитеры, портные, слесари-сантехники, газоэлектросварщики, строители, станочники широкого профиля, радиомонтажники.
Общая численность учащихся в последние годы достигла 550—580 человек.
В десяти точках Ртищева, на его главных улицах, стоят общеобразовательные школы. В них есть все необходимое для обучения и воспитания детей: в каждой оборудованы кабинеты, актовые, спортивные залы и площадки, столовые, имеются хорошие библиотеки. С наступлением рынка ртищевские школы реформируются, учитывая перемены в жизни общества и государства. Одна из них — самая, пожалуй, передовая — № 98, преобразована в экономический лицей. Ее педагогический коллектив во главе с директором Н. Кураевой разработал Устав школы — лицея. В нем определена основная цель — воспитание всесторонне развитой личности, способной не только определиться в жизни, но и активно и творчески участвовать в преобразовании общества, защищать и отстаивать интересы Родины, своего народа.
Основные преобразования происходят здесь в сфере учебного процесса. В первых — третьих классах, кроме традиционных дисциплин, предусмотренных общеобразовательной программой, преподаются английский язык, информатика, культура речи и этика, экономическая грамота. Пока вся школа на новую систему образования не перешла, и чисто лицейскими классами являются пятые, восьмые — десятые классы.
Город Ртищево - железнодорожный узел. Здесь встречаются дороги, идущие из центра страны на восток и с юга на север. На станцию Ртищево непрерывно прибывают и отправляются пассажирские и товарные поезда на Москву, Саратов, Харьков, Пензу и другие направления.
Круглосуточно кипит напряженная работа в громадных цехах депо и на других предприятиях узла. Город раскинулся на равнинной части Приволжской возвышенности, переходящей на западе в Окско-Донскую низменность. В недрах окрестностей Ртищева залегают глины, пески, мел, мергель. Район Ртищева богат плодородными черноземными землями. Все это благоприятствует развитию сельско-хозяйственного производства. Коротко об истории города. Еще в XVII веке на берегах речки Ольшанки возникло небольшое село, которое получило название Ртищево (по фамилии помещика М. Ф. Ртищева). В прошлом столетии в нем была открыта земская школа, частная аптека, лавки, базар. В 1870-1871 гг. в 2-3 километрах южнее села пролегла железная дорога Тамбов-Саратов. Возник маленький полустанок. Два небольших жилых дома и барак для железнодорожных рабочих - это все, что было построено тогда в Ртищеве. Вскоре возник поселок, в котором в 1897 г. проживало уже три тысячи человек, а в 1913 г.- около 10 тысяч. С 1891 по 1895 г. шло строительство железной дороги Пенза-Балашов-Харьков, Ртищево оказалось на скрещении дорог, и бывший полустанок стал узловым пунктом. Появилась необходимость в железнодорожных мастерских, депо, вокзале. Все это послужило новым толчком в развитии торговля и ремесла. Расширялась хлебная торговля. До Октябрьской революции ртищевская железнодорожная станция ежегодно пропускала 12-13 миллионов пудов хлеба. |