доброжелатель Откуда: Russian Fed. Покинул форум Репутация: 109 Поощрить/Наказать
Итак, свершилось, с 1 сентября 2009 года вступил в силу новый административный регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения (предыдущий действовал 10 лет) Многие наверное слышали, но не все в курсе в чем основные отличия от прошлого регламента.
1. ЗАСАДА Теперь инспекторам ДПС официально разрешено сидеть в засаде (ранее эта ситуация никак не оговаривалась) - то есть прятаться, используя естественные и искусственные укрытия. Более того, им разрешено скрытно следить за соблюдением правил дорожного движения из машин, не имеющих специальной окраски и проблесковых маячков - они также могут относиться к патрульным автомобилям Госавтоинспекции. Однако останавливать за нарушения ПДД по-прежнему могут исключительно инспекторы в униформе и на машинах ДПС.
2. СТОП, МАШИНА ! Остановив автомобиль, инспектор должен представиться, объяснить водителю причину остановки, и вообще быть вежливым, объективным и тактичным. Так, если участник дорожного движения "реагирует возбужденно", нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность объясниться. Это, несомненно, плюс. Минус же заключается в том, что основания к остановке, хоть и перечислены, но настолько расплывчато, что проще сказать: инспектор имеет право остановить автомобиль при любых обстоятельствах. И, фактически, в любом месте. Например, документы можно проверять не только на посту, а на любом участке трассы. Разумеется, в том случае, если проводится какая-либо спецоперация или если есть "конкретные ориентировки". Отдавать воинское приветствие (или, как говорят некоторые, честь) гаишник не обязан. Если водитель передаст инспектору документы, в которые будут вложены деньги, то сотрудник ГИБДД должен вернуть права и попросить убрать оттуда материальные ценности. Показать по просьбе водителя свои документы гаишник может, только не выпуская их из рук. По сути именно "может", поскольку если считает, что водитель "под мухой", то может этого и не делать.
3. ОСМОТР-ДОСМОТР В новом документе четко оговорены отличия осмотра и досмотра. Осмотром считается визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза без составления протокола и без понятых, то есть в то случае, когда водитель по требованию инспектора сам открывает свою машину и показывает все, что в ней есть. Основанием для проведения осмотра могут быть ориентировки и указания в рамках спецмероприятий, подозрения, что груз не соответствует документам, или что в машине есть неисправности, при которых ее эксплуатация запрещена. Сверка номеров с документами тоже считается осмотром. Если же водитель отказывается от осмотра, то инспектор обязан провести досмотр. Другими основаниями для этого мероприятия служат, опять же, какие-либо спецоперации или проверка обоснованного(!) предположения о наличии в машине запрещенных вещей (оружия, наркотиков и т.п.). В этом случае составляется протокол и привлекаются понятые. Любопытно, что присутствие владельца машины не обязательно. Инспекторам разрешен и личный досмотр водителя и пассажиров, который производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Которые, в свою очередь, опять-таки необязательны.
4. СЪЕМКА В документе впервые оговорено, что водитель имеет право фиксировать как место нарушения или аварии, так и действия сотрудника ДПС с помощью видео- и звукозаписывающей аппаратуры. Пожалуй, это самое приятное новшество - теперь требования инспектора убрать камеру или диктофон без веских причин являются незаконными. Однако и тут есть исключение - снимать и записывать можно, если это не запрещено законодательством, о чем сотрудник обязан водителя предупреждать. То есть, например, когда в объектив камеры может попасть объект, который снимать запрещено.